Как можно ознакомиться со списком управляющих компаний, прошедших лицензирование?

Что нужно знать о лицензировании управляющих компаний? • Звезда

Фото: Константин Долгановский

С 1 мая 2015 года все организации, управляющие нашими домами, обязаны получить лицензии на обслуживание.

Зачем нужен процесс лицензирования, как он поможет собственникам квартир, что грозит тем управляющим организациям, кто не получит лицензии, а самое главное — что грозит жилфонду, оставшемуся без лицензированных управляющих организаций, — в картотеке «Звезды».

Лицензия (от лат. licentia — право) — разрешение на право либо право на выполнение некоторых действий, которое может подтверждаться одноимённым документом.

Процесс лицензирования деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ не «упал», а был подготовлен и оформлен Министерством строительства и ЖКХ РФ в виде Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ — «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Обратите внимание

Основная суть нового закона — обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домам, получить лицензию до 1 мая 2015 года.

Весь процесс лицензирования прописан федеральным законодательством, а все «методички» утверждены в Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.

В Пермском крае это Инспекция госжилнадзора (ИГЖН). Сотрудники лицензионной комиссии ИГЖН принимают документы на выдачу лицензий, осуществляют проверку соискателей на исполнение лицензионных требований, выдают квалификационные аттестаты тем должностным лицам, которые сдали квалификационный экзамен и принимают, готовят отказы в предоставлении лицензии.

Заявиться на получение лицензии могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, но при выполнении нескольких условий. Эти организации должны быть зарегистрированы только на территории России.

У руководителя такой организации должен быть квалификационный аттестат, который выдается после сдачи экзамена.

Кроме этого, руководитель не должен присутствовать в реестре дисквалифицированных лиц, а также иметь непогашенную или неснятую судимость по экономическим преступлениям.

Сама компания должна раскрыть информацию о своей деятельности, как того требует законодательство, то есть данные о ней должны присутствовать не только в сети интернет, но и на информационных стендах в офисе. Ну, а когда процесс лицензирования «развернётся», то добавится и ещё одно требование: к управлению домами не будут допускаться компании, лицензия у которых была аннулирована.

Чтобы получить лицензию на такой вид деятельности, как «управление многоквартирными домами», то сотрудник этой организации должен сдать квалификационный экзамен. Это обязательное условие.

Важно

К экзамену допускаются не только руководители, но и обычные сотрудники «управляшек», есть представители ТСЖ, а есть и просто граждане, которые на сегодняшний день не состоят в трудовых отношениях ни с какими управляющими организациями, но в будущем, скорее всего, намерены начать деятельность по управлению жилфондом.

Перечень вопросов утвержден Приказом Минстроя и ЖКХ РФ. Во всех субъектах действуют одни и те же экзаменационные вопросы. Всего их 200. Претенденту предлагаются 100 вопросов методом случайной выборки. Для того чтобы сдать экзамен, необходимо правильно ответить на 86 вопросов.

Если экзамен сдан, то экзаменуемому выдается квалификационный аттестат.

Квалификационный аттестат выдается сроком на 5 лет. По истечении этого срока необходимо пересдать экзамен и получить новый документ. Лицензия выдается бессрочно, но только в отношении конкретного перечня домов. Этот перечень в процессе деятельности управляющей организации может меняться в зависимости от заключения или расторжения договоров смены собственниками способа управления.

Инспекция осуществляет ведение реестров квалификационных аттестатов и реестров лицензий, выданных на территории Пермского края. То есть каждый собственник многоквартирного дома, зайдя на сайт ИГЖН в раздел «Лицензирование», может увидеть, кто заявился на получение лицензии, кто сдал квалификационный экзамен, кто получил лицензию, а кому отказали в её получении.

Комиссия состоит из 11 человек. В её состав вошли представители общественности, некоммерческих организаций, регионального правительства, совета муниципальных образований, депутатского корпуса и инспекции Госжилнадзора.

Все решения комиссии и все документы, которыми она руководствуется, будут опубликованы.

Соответственно, любой участник процесса — заявитель или собственник жилья, в отношении которого получается лицензия, — имеет право опротестовать действие комиссии в судах.

За необоснованный отказ в выдаче лицензии или необоснованное её предоставление для членов лицензионной комиссии предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Вопрос о выдаче лицензии или отказе в её получении рассматривается с участием руководителя управляющей организации, который лично присутствует на заседании комиссии.

Если факт деятельности без лицензии будет установлен в процессе проверки, то это влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от 50 до 100 тыс. руб. или дисквалификацию до 3 лет. На индивидуальных предпринимателей — штраф от 150 до 250 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. На юридических лиц — от 150 до 250 тыс. руб.

Законодательством также предусмотрено, что в отношении домов, которые остались в управлении организацией, не заявившихся до 1 апреля 2015 года на получение лицензии или не получивших лицензии до 1 мая 2015 года, органы местного самоуправления обязаны провести собрание собственников по выбору лицензированной управляющей организации.

Совет

В случае, если такие собрания не состоятся, «вывести» эти дома на конкурс, который должен проводить Департамент ЖКХ — опять же по выбору лицензированной компании.

Если же и конкурс не состоится или принятое собственниками решение по каким-то причинам не будет реализовано, на компанию, которая осуществляет в настоящее время управление многоквартирным домом, законодательство накладывает обязанность — вести такую деятельность до момента перехода этого дома к лицензированной организации.

В Инспекцию госжилнадзора поступает достаточно много обращений от граждан с просьбой не выдавать лицензии той или иной управляющей организации. Согласно лицензионным требованиям, такие обращения сами по себе не могут служить основанием для отказа в предоставлении лицензии.

Но! Собственники могут влиять на процесс лицензирования!

На сайте ИГЖН можно увидеть, какая организация и в отношении каких домов обратилась за лицензией. Поэтому в течение месяца собственники могут организовать собрание и решить вопрос о расторжении договора с данной управляющей организацией и выбрать другую УК. Либо изменить способ управления.

Такую информацию необходимо направить в течение трех дней после состоявшегося собрания в Инспекцию и дом, по которому состоялось решение собственников, не будет включён в реестр многоквартирных домов, в отношении которых управляющей организации будет выдана лицензия.

Источник: http://zvzda.ru/cards/c326babb1018

Перечень управляющих компаний и товариществ собственников жилья, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы

Набор
данных позволяет получить информацию об организациях, управляющих
многоквартирными домами, уточнить их полное и сокращенное наименование,  узнать количество и общую площадь
многоквартирных домов, находящихся под их управлением.

Современная ситуация в Москве.

На конец 2016 года
количество управляющих организаций в Москве составило 508; жилищных объединений
осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами — 2 447.

А знаете ли вы что? Управляющая
организация — это компания, которая занимается содержанием и ремонтом общего
имущества, управлением им, обеспечивает исправность инженерных систем и
конструкций дома (крыш, подъездов, лифтов, электропроводки), осуществляет
предоставление качественных коммунальных услуг — словом, занимается всем, что
нужно для нормальной жизни дома. Работает управляющая организация по договору
управления. Целью деятельности управляющей организации является поддержание
нормального технического состояния общего имущества многоквартирных жилых домов
и их составных частей, а также обеспечение возможности использования общего
имущества по его назначению. Товарищество собственников жилья — некоммерческая
организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для
совместного управления общим имуществом, осуществления деятельности по его
содержанию и ремонту и деятельности, направленной на предоставление
коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме. Цель ТСЖ — не
извлечь выгоду, а управлять общим имуществом, заниматься его содержанием и ремонтом,
предоставлением коммунальных услуг. Следует отметить, что содержанием общего
имущества ТСЖ может заниматься самостоятельно, имея в штате необходимых
специалистов (сантехника, электрика, инженера), а может нанимать для этой цели
управляющую или обслуживающую организацию. Стать членами ТСЖ могут только
собственники жилья.  Материал подготовлен на основе данных Единой информационной системы
Мосжилинспекции (ЕИС МЖИ) и https://data.mos.ru/.

Как можно ознакомиться со списком управляющих компаний, прошедших лицензирование?

Сентябрь 2014 года ознаменовался одним ярким событием. Управляющие компании в сфере ЖКХ начали получать лицензии . При этом срок приёма лицензий ограничен 1 мая 2015 года .

Компании не успевшие позаботиться о получении лицензии до этого срока теряют право осуществлять управление над домами с большим количеством жильцов.

Что нужно для того, чтобы получить лицензию?

Выдачей лицензий занимается орган государственного жилищного надзора (Госжилнадзор) . Все лицензии действительны только в регионе своей выдачи и не имеют срока своего окончания.

Организация ЖКХ обязана соответствовать определенным требованиям :

Прохождение квалификационного экзамена

Согласно Постановлению, вначале необходимо выдержать квалификационный экзамен ЖКХ.

Для этого назначается соответствующая комиссия . Компании, занимающиеся управлением ЖКК, будут получать лицензию от органов государственного жилищного надзора, поэтому в комиссии должны присутствовать представители различных организаций. К ним можно отнести саморегулируемые организации, различные общественные объединения, организации не являющиеся коммерческими.

Нет никакого ограничения в том, сколько должно быть членов в этой комиссии и какие организации должны обязательно в ней присутствовать.

На данном этапе постановление нуждается в некоторой доработке, согласно которому нужно прописать из каких именно членов должна состоять комиссия. Но сомнения нет в том, что ими должны быть члены крупнейших саморегулируемых компаний.

Обратите внимание

Благодаря подобной мере должны свестись к минимуму риску, связанные с коррупцией и выдачей лицензий недобросовестным компаниям.

Когда состав лицензионной комиссии утверждён, то проводится специальный экзамен , согласно результатам, которого решается вопрос о выдаче лицензионного разрешения компании .

Экзамен включает в себя 200 вопросов и сдаётся он как всеми специалистами организации по управлению ЖКХ, так и ее руководителем в индивидуальном порядке.

Человек, сдающий квалификационный экзамен, не должен находиться в списке лиц, которые не допускаются к деятельности в сфере управления. Руководитель ЖКХ обязан иметь квалификационный аттестат.

Источник: http://vak.org.ua/qa/perechen/perechen-upravlyayuschih-kompaniy/0-perechen-upravlyayuschih-kompaniy.html

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД)

Лицензия на управление МКД – официальное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности управляющей компанией, выдается органами государственного жилищного надзора, без ограничения по сроку действия. Госпошлина за выдачу лицензии составляет 30 000 рублей.

Обратите внимание, такая лицензия действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана и не может передаваться третьим лицам.

Процедуру получения лицензии для управления МКД условно можно разделить на 3 этапа:

1. Определяемся с услугами

Лицензированию в данном случае подлежит деятельность на выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД, которая будет осуществляться в соответствии с условиями договора управления (ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Указанный договор заключается после получения лицензии, в письменной или электронной форме, на условиях, определенных в решении общего собрания собственников жилья.

Основной перечень услуг (работ) по управлению МКД:

  • содержание МКД и выполнение работ по текущему ремонту общего имущества;
  • предоставление коммунальных услуг (заключение соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями);
  • прием от собственников оплаты за содержание МКД и текущий ремонт общего имущества;
  • организация аварийно-диспетчерского обслуживания дома и работ по устранению аварий;
  • благоустройство территории;
  • ведение и хранение документации;
  • иные работы (услуги).

Примечание: управление МКД может осуществляется не управляющей компанией, а товариществом собственников жилья либо жилищным (иным) специализированным кооперативом – в таком случае лицензия не требуется.

2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только планируете начать бизнес, потребуется открыть ООО либо зарегистрировать ИП и обеспечить соответствие лицензионным требованиям.

В том случае, если бизнес уже действует, и вы решили заняться деятельностью по управлению МКД, необходимо внести изменения в ОКВЭД ООО или ИП, и также проверить соответствие установленным требованиям.

Для оказания услуг, управляющей организации необходимо отвечать лицензионным требованиям:

  • регистрация в качестве ИП или ООО на территории РФ;
  • наличие у должностного лица (руководителя) квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ);
  • отсутствие у должностного лица (руководителя) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в реестре аннулированных лицензий, сведений о единоличном исполнительном органе, а также лицах, на которых уставом или иными документами возложена ответственность за соблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий по управлению МКД информации об аннулировании ранее выданной лицензии;
  • обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, об выполняемых работах (услугах) по содержанию (ремонту) общего имущества, о порядке и условиях их выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731);
Читайте также:  Как купить квартиру в ипотеку, с чего начать: пошаговая инструкция

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/licenziya/upravlenie-mkd/

Лицензия управляющей компании ЖКХ

    Вопросы для получения лицензии ЖКХ
    Ответы на вопросы для экзамена

Госпошлина за оказание услуг оплачивается с расчетного счета Вашей компании

  • предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 000 рублей;
  • переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 5 000 рублей;
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 5 000 рублей;

Срок оформления лицензии займет 35 рабочих дней. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.

Лицензия действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана.

Комплекс оказываемых нами услуг включает в себя профессиональную помощь наших юристов с момента обращения к нам до получения Вами лицензии, а именно:— обучение (повышение квалификации, квалификационный аттестат) сотрудников;

— предоставление в аренду необходимого оборудования в соответствии с Постановлением Правительства № 290 от 03 апреля 2013 года — О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения;

— сбор документов и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с лицензированием ЖКХ;- подача документов в лицензионный орган (ГосЖилНадзор) и представительство интересов Вашей компании, и, наконец, получение лицензии ЖКХ по доверенности и передача её Вам.С 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс РФ вводятся поправки, обязывающие лицензироваться, т.е., получать юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям занимающимся деятельностью по управлению и содержанию многоквартирными домами лицензии, выдаваемые органами государственного жилищного надзора субъекта РФ.

Лицензия для управляющей компании ЖКХ действует бессрочно, переоформление не требуется. Однако действие лицензии распространяется только на тот субъект РФ в котором она была получена. В приложении лицензии будут прописаны адреса, районы домов, которые подлежат обслуживанию. Не прописанные в приложении лицензии микрорайоны обслуживанию не подлежат.

Деятельность по содержанию и управлению многоквартирными домами осуществляет орган государственного жилищного надзора субъекта РФ (Госжилнадзор-Жилинспекции). Сроки рассмотрения документов на получение лицензии 30 дней. В соответствии с законодательством все управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы обязаны получить лицензию на деятельность по управлению и содержанию многоквартирными домами (лицензия на управление МКД) до 1 мая 2015 года, а руководители (единоличный исполнительный орган) сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о повышении квалификации (аттестат). В последующем подтверждая его каждые 5 лет.ЖилИнспекциям отведена не только функция лицензирования в сфере ЖКХ, но и проведения квалификационного экзамена, а в последующем и выдача удостоверений. До 01 января 2016 ЖилГосИнспекции обязывают руководителей сдать экзамен.По мнению Правительства РФ ввод Лицензирования в сферу управления жилым фондом позволит очистить рынок ЖКХ от «проблемных компаний» -компаний «однодневок».Одновременно с поправками в ЖК РФ вводятся поправки и в КоАП РФ по линии ужесточения штрафов ТСЖ (ЖСК) от 300 до 500 тысяч рублей за управление и содержания многоквартирными домами без лицензии или дисквалификация до трех лет.

Государственные органы сформировали сводные федеральные реестры лицензий и лиц которые не могу заниматься деятельностью ЖКХ.

  1. Деятельность, специализирующаяся на энерго- и водоснабжении, включая энергосбережение;
  2. Водоснабжение и водоотведение (прокладка и ремонт труб, а также работы, связанные с канализационной системой);
  3. Вентиляционные системы и центральное кондиционирование воздуха;
  4. Работы, связанные с вывозом, утилизацией и переработкой мусора;
  5. Лифтовое хозяйство;
  6. Деятельность, связанная со слаботочными системами: телекоммуникационная связь, телефония, радио и компьютерная сеть и т.д.;
  7. Молнезащитная деятельность;
  8. Деятельность, связанная с пожарной безопасностью;
  9. Ремонт и капремонт зданий и жилых помещений;
  10. Санитарно-эпидемиологическая деятельность по обработке мест общего пользования;
  11. Деятельность по благоустройству территорий.
  1. Нотариально заверенная копия свидетельства о гос. регистрации (ОГРН).
  2. Нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в ИФНС (ИНН).
  3. Нотариально заверенная копия Устава.
  4. Выписка из ЕГРЮЛ. (Оригинал, или заверенная нотариально).
  5. Копия решения (протокола) о создании организации, заверенная печатью организации.
  6. Копия приказа о назначении Руководителя, заверенная печатью организации.
  7. Копия договора аренды и копия свидетельства о праве собственности, заверенные печатью собственника.
  8. Оригинал документа, подтверждающего оплату госпошлины (6000 руб.)
  9. Копии дипломов, заверенных нотариально, копии трудовых книжек специалистов, заверенные печатью организации. На регионы — копии трудовых договоров.
  10. Копии тех. документации на оборудование/инструмента/тех. средств, в т. ч. бухгалтерские документы, подтверждающие право собственности, заверенные печатью собственника, а в случае аренды, заверенные печатью арендодателя. (копии паспортов на оборудование, вместе с договором аренды – предоставим.
  11. Удостоверения о повышении квалификации сотрудников.
  12. Удостоверение о повышении квалификации на руководителя организации.

Для получения лицензии ЖКХ жил. кооперативы, управляющие компании и ТСЖ обязаны отвечать следующим требованиям законодательства:

  1. Регистрация соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
  2. Наличие у должностного лица квалификационного аттестата;
  3. Отсутствие у руководителя (должностного лица) неснятой или непогашенной судимости;
  4. Отсутствие информации в сводном реестре об аннулировании лицензии ранее выданной;
  5. Соблюдение лицензионных требований.

Услуги наших юристов.Юридическая консультация, правовой анализ, сбор документов.Формирование документов для организации общих собраний.Разработка Положений, внутренних Уставов, межведомственных приказов.

Подача документ в орган лицензировании, правовое сопровождение до получения лицензии.

Источник: http://www.lic-expert.ru/litsenziya-zhkkh

Минстрой: Все управляющие компании должны будут получить лицензию

Управляющие компании должны будут получить лицензию на обслуживание многоквартирных домов до 1 мая 2015 года, сообщил на Всероссийском форуме ЖКХ-2014 заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

По его словам, проект закона, предусматривающий лицензирование деятельности по управлению жилищным фондом, уже внесен в Госдуму. Согласно нему, процесс лицензирования начнется с 1 сентября этого года, а после 1 мая будущего года деятельность без лицензии в данной сфере будет запрещена.

Эксперт: Для подготовки кадров ЖКХ нужны 5 тысяч «профессоров» отрасли

— Сегодня в сфере обслуживания жилого фонда все больше эффективно работающих компаний, которые готовы вкладываться и развиваться, — отметил чиновник, — но они не могут «подвинуть» плохо работающие управляющие компании, которые «сидят» на домах, и с ними ничего нельзя сделать. В новых домах они зачастую остаются от застройщика. В старых аффилированы с менеджментом муниципалитетов. Рынок поделен и он не меняется. Запуск механизма лицензирования дает возможность вести борьбу за потребителя и убрать плохие управляющие компании с рынка.

А таких немало. Как рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, сегодня через управляющие компании проходит 1,5 триллиона рублей в год. Казалось бы, есть все основания бороться за потребителя. Но только в прошлом году в различные инстанции поступило 170 тысяч жалоб на качество услуг ЖКХ. Это 57 процентов всех жалоб вообще.

— Это идет из-за того, — пояснил он, — что никто сегодня не оценивает степень профессионализма управляющих компаний. И лицензирование видится, как наиболее приемлемый способ. Надежды на саморегулируемые организации (СРО) себя не оправдали. Хотя лицензирование не означает отхода от СРО. Но в связи с лицензированием управляющие компании должны будут подтвердить свои позиции и профессионализм.

По его словам, при лицензировании государство берет на себя ответственность за уровень управляющих компаний. Но лучше таким образом выявить несколько плохих организаций,  чем, полагаться на стихию.

О том, как процесс лицензирования будет выглядеть на практике, рассказала заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя Елена Солнцева. По ее словам, он будет существенно отличаться от лицензирования в иных сферах.

Лицензию станет выдавать орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, и она будет действительна только на его территории. Одновременно планируется вести федеральный реестр лицензий, который будет в свободном доступе.

Благодаря нему люди, получив предложение от управляющей компании о заключении договора на обслуживание, смогут увидеть там всю информацию о последней.

Важно

Сколько домов у нее в управлении, какие были выданы предписания надзорных органов, привлекалась ли данная компания к административной ответственности.

При получении лицензии к управляющей компании будет предъявляться ряд требований.

В том числе регистрация только на территории РФ, ее руководитель не должен ранее привлекаться к административной ответственности за нарушения в данной сфере деятельности, а сама организация не должна находиться в стадии банкротства или ликвидации.

После проверки управляющей компании будет выдана лицензия со специальным приложением с информацией обо всех обслуживаемых ею многоквартирных домах. У новых компаний оно появится после первого заключенного договора.

Законопроект оговаривает и условия отзыва лицензии. Если в течение года на одном обслуживаемом компанией доме будут установлены нарушения, за которые назначена административная ответственность, дом исключается из приложения к лицензии, а УК не сможет с ним работать.

Если таких домов наберется более 15 процентов от обслуживаемого фонда, орган госнадзора обратится в суд об аннулировании лицензии. После ее отзыва будут прекращены все договоры, заключенные управляющей компанией. А ее руководитель будет включен в федеральный реестр дисквалифицированных лиц.

То есть, в отношении него фактически вводится запрет на профессию.

Источник: https://rg.ru/2014/03/20/reg-pfo/licenzii.html

Лицензирование управляющих компаний нужно наполнить новым содержанием

Лицензирование организаций работающих в сфере управления многоквартирными домами, безусловно, одно из главных событий года для жилищно-коммунального комплекса страны. Сразу скажу, что в решении таким образом обеспечить регулирование самого проблемного сегмента рынка ЖКХ есть свои плюсы. Но и негатива хватает.

В свое время государство фактически ушло из сферы жилищных услуг. Сложилась ситуация, когда по требованию 185-ФЗ для софинансирования из федерального бюджета средств на капитальный ремонт многоквартирных домов необходимо было срочно передать управление многоквартирными домами в руки частных компаний.

Такое условие было выполнено органами местного самоуправления  формально, когда МУПы, управляющие жилым фондом, были перерегистрированы в ООО или ИП. Фактически с этого момента органы местного самоуправления потеряли контроль над сектором управления жилым фондом. Считаю это большой ошибкой, так как к этому не были подготовлены ни население, ни сами управляющие организации.

Совет

Не отлажена система контроля за договорной кампанией между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также:  Отличия в процедуре наследования имущества по закону и по завещанию

Органы местного самоуправления просто «сбросили» все вопросы по управлению жилым фондом на управляющие организации. Но стиль работы этих организаций не только не изменился в лучшую сторону, а ухудшился. Отказ от контроля со стороны властей, которые в любом случае несут прямую ответственность за состояние жилого фонда, был нелогичным.

  К чему привело отсутствие регулятора – хорошо известно. Жители, общаясь напрямую с управляющими организациями, в ответ получали по большей части негатив.

По старинке свои проблемы население оформляло в форме жалоб на «неуправляемые» управляющие организации и направляло в органы местного самоуправления, а они их перенаправляли в жилищную инспекцию.

Но даже если представить, что заявление на нерадивую управляющую компанию все же поступило, и проверка прошла, то не факт, что она (проверка) ударит по интересам предпринимателей. Скорее наоборот.

Присужденные штрафы зашиваются в платежные квитанции. Сплошь и рядом. К примеру, пожарные штрафуют управляющую компанию, а затем дополнительные суммы появляются в платежках.

Собственникам поясняется, что прошли мероприятия по пожаротушению…

Кроме того идет очень слабая информационная работа с населением, процедура контроля за деятельностью управляющей организацией со стороны органов местного самоуправления – неэффективна.   Упование на тезис «рынок все сам отладит» неконструктивно, а создание саморегулируемых организаций по управлению жилым фондом — явно преждевременно.

В сложившейся ситуации – лицензирование считаю верным и даже запоздалым шагом. Но воплощение нужной для сферы ЖКХ идеи, как часто бывает, подвело. На мой взгляд, принятый закон о лицензировании был не до конца выверен, не прошел через фильтр широкого экспертного обсуждения.

Обратите внимание

Больше всего вопросов – к профессиональным требованиям, которые предъявили к лицензируемым управляющим организациям. Их практически нет. И результаты первых шагов лицензирования показали, что в отрасль приходят дилетанты: учителя, музыканты и представители других сфер, далеких от ЖКХ.

Они признаются при неформальном общении, что решили заняться этим делом из-за простоты получения лицензии.

Они называют этот бизнес легким, так как у них сложилось искаженное представление на  примерах деятельности далеко не лучших организаций, которые называются управляющими организациями, но фактически предоставляют только подрядные услуги, не занимаясь управлением, а их отношения с населением чаще всего бывают оскорбительными для всех собственников и никак не служат примером.  

Многоквартирный дом – сложный инженерный объект. Чтобы управлять им, нужно иметь базовое профессиональное образование и постоянно развивать свои знания. В действительности же у нас появилась управляющие, которые не знают даже азов управления в сфере ЖКХ, не знают технические требования к безопасности зданий – объектов управления.

Закон не ставит барьеры даже для тех организаций, которые никогда не работали в сфере ЖКХ и не имеют практического опыта. У которых нет домов в обслуживании. Но мы не можем им отказать. А дальше вполне вероятна схема перепродажи лицензии. Прикрываясь ей, на рынок могут прийти совершенно другие люди, неподготовленные и нацеленные исключительно на извлечение прибыли в короткие сроки.

Как противостоять этому? Я сама член лицензионной комиссии и мы, понимая абсурд ситуации, начали предъявлять к подавшим заявки требования, не предусмотренные законодателем. Но такие действия опротестованы. Идут суды, прокуратура занимает сторону организаций, не получивших лицензии. Но мы-то знаем уровень этих организаций.

Причем не надо изобретать ничего принципиально нового. Прежде существовала практика контроля органами местного самоуправления квалификации специалистов, работающих в управляющих компаниях. Мы обучали будущих руководителей УК. Была попытка внедрить институт добровольного сертифицирования.

И если бы этот механизм реально заработал, то, конечно, уровень специалистов в отрасли заметно бы подрос. Но, увы. Идея не была реализована. Лицензирование в этой части дает нам второй шанс.

Важно

На мой взгляд, в закон необходимо ввести требование о подтверждении квалификации лиц, занятых в процессе управления многоквартирными домами.

И самое главное – закон не предполагает проведения опроса жителей, непосредственных получателей услуг. Их мнение в расчет не берется.

Но мы точно знаем, поскольку постоянно на «горячей линии» с населением, что степень удовлетворенности деятельностью управляющих компаний крайне низкая. Единицы удостаиваются положительных отзывов.

А лицензии по Бурятии получили больше ста управляющих организаций. И еще порядка 150 на рассмотрении.

Да, закон предусматривает наказание для нечистоплотных управляющих компаний, даже предполагает лишение их лицензии. Но инициатором проверок, должны стать собственники, которые зачастую о таком праве не знают. Информация об этом прошла мимо них.

И так будет до тех пор, пока жилищное просвещение населения не будет поставлено на профессиональную основу, не будет оформлено в качестве государственной услуги. Сегодня оно не профинансировано, а на общественных началах люди, что справедливо, работать не хотят.

Есть грантовые программы, но они разовые, несистемные.

Еще раз подчеркну, государственное регулирование рынка управления многоквартирными домами – вынужденная необходимость.

Но систему лицензирования нужно корректировать в сторону расширения критериев и ужесточения требований.

Совет

Добропорядочные управляющие компании такое ужесточение только поддержат, потому что они заинтересованы в оздоровлении рынка и в создании условий для добросовестной конкуренции.

По конкуренции, к слову, отдельный разговор. На мой взгляд, система лицензирования четко выделила две ключевые функции в этой сфере – функции управления и функции технической эксплуатации многоквартирного дома, то есть подрядные работы.

Управление многоквартирным домом лицензируется, а подрядные  работы по технической эксплуатации и текущему ремонту выполняются специализированными организациями, которые должны наниматься управляющими организациями, выполняющие  функции заказчика от лица собственников на основе договора управления МКД.

В связи с этим можно говорить о двух направлениях конкуренции в сфере управления многоквартирными домами:

  • конкуренция между лицензированными управляющими организациями,  за выбор их советами домов;
  • конкуренция между подрядными специализированными организациями, в том числе энергосервисными компаниями, за выбор их управляющими организациями, товариществами собственников жилья,  жилищно-строительными и специализированными кооперативами и жителями при непосредственном управлении МКД.

При этом конкурентными преимуществами по первому пункту будут наличие договоров на управление МКД, техническое состояние объекта управления по итогам годовой отчетности, повышение индикатора энергоэффективности, платежная дисциплина, минимальное количество жалоб, отстаивание  интересов собственников перед третьей стороной, в том числе перед ресурсоснабжающими организациями, обеспечение информационной прозрачности деятельности.

Что касается второго направления, то тут стоит брать в расчет конкурентоспособность в части наличия профессионального технического персонала, имеющего профильное образование, качественное исполнения заказа по эксплуатации и текущему ремонту общего имущества МКД, по энергосервисному обслуживанию МКД.

Если эти критерии оценки деятельности участников рынка объективно замерять, то вопросов из серии «почему эта компания лицензирована, а та – нет» не возникнет. А на выходе мы получим принципиально иной подход к управлению жилфондом. 

Публикация подготовлена в рамках своместного проекта информационно-анадитического портала «ЖКХ Контроль» и делового аналитического журнала «Эксперт Сибирь».

Источник: https://communal-control.ru/blog/36

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2018 году

С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.

Для чего нужен документ

Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:

  1. управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
    • собирали с населения денежные средства за услуги;
    • организовывали их предоставление;
  2. однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
  3. при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.

Внимание: лицензирование — это организация контроля со стороны государства за осуществлением предпринимателями и предприятиями взятых на себя обязательств перед жильцами.

Законодательные основы

Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел — X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:

«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:

  1. прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
  2. изучение документации;
  3. выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
  4. выдача разрешительного документа;
  5. осуществление контроля за работой управляющей компаний;
  6. лишение лицензии.

Внимание: в десятом разделе ЖК содержится указание на то, что контрольные функции предоставлены исполнительной власти федерального уровня.

Лицензия имеет определенные ограничения:

  • действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
  • выдается бессрочно;
  • контролируется госорганами;
  • может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.

Источник: http://IPprof.ru/otkrytie-ip/podgotovka/licenziya-na-upravlenie-mkd.html

Лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ

Целью лицензирования управляющих компаний является борьба с нерадивыми фирмами, занимающимися эксплуатацией многоквартирных домов. Новый закон призван навести порядок в сфере ЖКХ.

Законопроект о лицензировании УК в ЖКХ одобрен Советом Федерации в начале июля 2014 г.

В нем содержатся нормы, согласно которым управление МКД и осуществление работ по ремонту общедомового имущества возможно только после получения соответствующей лицензии.

Обратите внимание

Работа без этого документа влечет привлечение к административной ответственности. Руководящий состав УК обязан проходить квалификационные испытания.

С 01.05.2015 г. все УК, занимающиеся обслуживанием МКД, должны пройти лицензирование. С указанной даты функции надзора за данными организациями переходят от жилищного надзора к лицензионному контролю.

Ст. 193 ЖК Российской Федерации разъясняет, что относится к лицензионным требованиям:

  • Регистрация лицензиата или соискателя в качестве юридического лица или ИП на территории России;
  • Сотрудники УК должны обладать аттестатом о прохождении квалификационных испытаний;
  • Должностные лица лицензиата или соискателя не должны иметь непогашенную или неснятую судимость за разные виды преступлений;
  • Директором не может быть лицо, ранее отстраненное от этой должности или руководившее УК, впоследствии лишенной лицензии;
  • Сводный федеральный реестр не должен содержать данных о прекращении действия лицензии, выданной фирме ранее;
  • УК должна придерживаться правил, предусмотренных Стандартом раскрытия информации;
  • Прочие условия, которые установлены Правительством РФ.

Остановимся подробнее на перечисленных требованиях. Получить лицензию может юридическое лицо или ИП, которые зарегистрированы на территории России. Обязательным условием выдачи является отсутствие судимости у должностных лиц, предыдущей дисквалификации и опыта руководящей работы в УК, лишенной лицензии за нарушения договоров обслуживания МКД.

Соискатель лицензии обязан соблюдать полный перечень требований, содержащихся в Стандарте раскрытия информации, который установлен ПП РФ 23 сентября 2010 года № 731.

УК должна предоставлять все сведения, предусмотренные данным постановлением:

  • На собственном сайте в сети интернет;
  • На портале Реформа ЖКХ;
  • На информационных досках.

Раскрытие информации должно соответствовать установленным формам.

Под иными требованиями подразумевается качество обслуживания многоквартирных домов. С их полным перечнем можно ознакомиться в ПП Российской Федерации № 1110 от 28 октября 2014 г. Поправки в указанный нормативный акт внесены ПП Российской Федерации № 1434 от 25.12.15 г.

Читайте также:  Новый закон о садоводстве с 1 января 2019 года: последние новости по снт и онт (огородничество), пример устава, выборы и зарплата председателя, регистрация и нормы застройки, выход из снт и онт по новому закону, членские взносы

Деятельность управляющих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства в мае 2015 г. стала намного сложнее. Это связано с ужесточившимися требованиями к УК.

С указанной даты данные организации обязаны пройти процедуру получения лицензии. Без документа, дающего право обслуживать и управлять МКД, их деятельность становится незаконной, что влечет наложение административного штрафа.

Нормативно-правовая база

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zhkx/upravlenie-domom/upravlyayushhaya-kompaniya/licenzionnye-trebovaniya-k-upravlyayushhim-kompaniyam.html

До 01 мая 2015 управляющие компании должны получить лицензии на право осуществления деятельности

21 июля 2014 года Президентом РФ подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Сам закон называется немного иначе, а именно — Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ — «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Закон вступил в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.

Лицензия будет выдаваться без ограничения срока её действия, и будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, органами государственного жилищного надзора которыми она выдана.

Обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена.

Важно

Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.

Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Следует отметить, что для организаций получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами – ещё половина дела. Очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.

Так, законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта РФ.

Несмотря на это, собственники помещений вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее обслуживала их дом, и из списка которой в реестре лицензий, он был исключен. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.

Но исключение одного многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ ещё не является самым страшным для организации, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Полученная не без особого труда лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации.

Ещё одним немаловажным моментом в законе являются положения о размере штрафов за неисполнение данного закона.

Совет

Так, например, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений.

Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения.

Стоит отметить, что большая доля ответственности и результаты действия этого закона ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, которые обязали осуществлять выдачу или аннулирование лицензий и вести лицензионный контроль.

Источник: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/consumer-information/faq/3629-30102014.html

Как проверить лицензию управляющей компании в сфере ЖКХ с помощью реестра: пошаговая инструкция

Большинство жалоб граждан в государственные органы связаны с ЖКХ. Чтобы улучшить ситуацию, было введено лицензирование деятельности.

Управляющая компания должна доказать, что обладает достаточными ресурсами, в том числе квалифицированными сотрудниками.

Сведения обо всех лицензиях собраны в реестре. Доступ к нему есть у всех граждан.

Что представляет собой сводный федеральный список  УК?

С 1 мая 2015 года все компании в сфере ЖКХ, которые занимаются управлением многоквартирными домами, должны оформить разрешение. Об этом говорится в:

Без лицензии оказывать подобные услуги нельзя. Это относится и к тем компаниям, которые появились до 2015 года.

Подробно о том, как получить лицензию на управление многоквартирными домами, читайте в статье по ссылке.

Для того, чтобы граждане могли проверить, есть ли подобное разрешение у их УК (или у той компании, с которой собираются заключить договор об обслуживании), ведётся специальный реестр.

В нём собрана информация обо всех выданных лицензиях.

Важно! Разрешение действует только в том регионе, где было выдано.

Кто ведет, какой срок хранения данных и где найти информацию?

Выдачей лицензий занимается Госжилнадзор — это орган, в ведении которого находится жилой фонд государства.

Он же хранит сведения об их владельцах в специальном реестре. Он находится на сайте Государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ. Сведения размещаются также на сайте регионального жилищного органа.

Время от времени деятельность УК проверяется. Если обнаружены недочёты, даются указания по их устранению. Обращают внимание на:

  • нарушения жилищного законодательства;
  • нарушение правил обслуживания;
  • или связанных с ними норм.

А если недостатки не устранены в течение двух недель, УК может лишиться права управлять тем домом, с которым связано нарушение. Когда таких домов окажется 15% (или больше) от изначального количества, ставится вопрос об аннулировании лицензии. Он решается в суде.

Все эти процессы также отражаются в реестре. Сведения хранятся, пока разрешение действует, а также в течение трёх лет после его аннулирования.

Узнать информацию можно:

  • при личном обращении в Жилнадзор;
  • или муниципалитет;
  • на сайте Госжилнадзора;
  • или местного жилищного надзора;
  • через портал госуслуг.

Как проверить наличие разрешения по управлению многоквартирными домами в системе ГИС: пошаговая инструкция

Проверку можно провести онлайн.

Для этого перейдите на страницу сводного реестра лицензий ГИС.

В её середине можно увидеть поиск по реквизитам. В соответствующих полях выберите из списка или укажите известную информацию об УК:

  1. «Субъект» — город или область.
  2. «Лицензиат» — начните вводить название организации, её ИНН, ОГРН или другие реквизиты. Выберите нужный пункт в появившемся списке.
  3. «Номер» — не меньше 5 цифр.
  4. «Дата регистрации» — укажите промежуток времени, когда лицензия была выдана.
  5. «Статус лицензии» — выберите одно из значений.

Внимание! Не обязательно заполнять все строки.

Нажмите кнопку «Найти».

В результате появится такая информация:

  • номер лицензии;
  • название организации, её ОГРН и ИНН;
  • номер и дата приказа о выдаче;
  • дата, с которой информация находится в базе;
  • статус;
  • лицезирующий орган — жилищная инспекция города, в котором находится УК.

Справка! Если нажать на номер лицензии, можно посмотреть более подробные сведения. В том числе, указан адрес УК.

Возможных статусов три:

  • «действующая»;
  • «аннулирована»;
  • «действие прекращено».

Если такой компании нет или у её разрешения другой статус, появится строка «Отсутствуют результаты поиска». В таком случае желательно проверить, правильно ли заполнены строки, и повторить поиск. Если же сведения верны, это означает, что организация никогда не оформляла лицензию.

Если Вам необходимо проверить лицензию МЧС, а также на:

  • такси,
  • образовательную деятельность,
  • медицинскую деятельность,

читайте статьи по ссылкам.

Исключение МКД

Сведения обо всех многоквартирных домах и их управляющих компаниях заносятся в реестр объектов жилищного фонда. Его ведёт тот же Госжилнадзор.

Исключение МКД происходит, если:

  • управляющая компания лишена права управления домом;
  • лицензия УК признана недействительной;
  • собственники решили поменять управляющую компанию (то есть расторгнуть договор с прежней организацией и заключить с новой).

В первых двух случаях новую информацию вносит Госжилнадзор на основании решения суда. Госжилнадзор передаёт сведения в местный орган самоуправления. А он инициирует общее собрание собственников для выбора новой управляющей компании.

Внимание! До того момента, когда управление домом перейдёт к новой УК, старая сохраняет все обязанности по отношению к нему. В них входит управление, содержание и ремонт общего имущества.

В последнем случае происходит прекращение или расторжение договора между управляющей компанией и МКД. УК должна в течение пяти дней направить в ГИС сведения об изменениях. Если компания вовремя не сделала этого, порядок действий такой:

  1. Управляющая компания, с которой заключён новый договор, передаёт сведения в жилищный надзор.
  2. Госжилнадзор организует внеплановую проверку.
  3. На её основании вносит новую информацию.

Источник: https://znaipravo.com/litsenzirovanie/v-biznese/poluchenie-litsenzii/litsenziya-minstroya/proverka-uk-v-reestre-gis.html

Ссылка на основную публикацию