Намеренное ухудшение жилищных условий: последствия и судебная практика

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 202-КГ17-2
Требование: О признании незаконным решения должностного лица о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.

Обстоятельства: Оспариваемым решением заявитель был снят с жилищного учета в связи с отсутствием оснований для постановки на жилищный учет и неистечением на момент увольнения с военной службы пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения жилищных условий.

Обратите внимание

Решение: Требование удовлетворено, поскольку на каждого из членов семьи собственника жилого помещения приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения.

В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания установленных в судебном заседании данных об отсутствии факта совместного проживания и ведения совместного хозяйства истца и его супруги с их сыном, супругой сына и двумя внуками в квартире, принадлежавшей до июля 2010 года на праве собственности супруге Ткачева А.В.

, тогда как это обстоятельство в соответствии с действующим законодательством является существенным для отнесения данных лиц к членам семьи собственника жилого помещения. Поскольку супруга истца распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением, то в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) Ткачев А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет, до истечения которых он был уволен с военной службы.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.

2017 N 1055-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Падерина Вадима Эдуардовича на нарушение его конституционных прав абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и положениями Жилищного кодекса Российской Федерации»

части 5 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 51 и статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих круг лиц, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, включая собственников жилых помещений, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления, а также определяющих правовые последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.

2017 N 1050-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуменюка Василия Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает права на жилищные гарантии, предоставляемые в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждан, которые распорядились жилым помещением, предоставленным муниципальным органом, а также препятствует получению ими этих гарантий после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 78-КГ17-25
Требование: Об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в предоставлении комнаты, распоряжения администрации о снятии с жилищного учета, договора социального найма, применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Обстоятельства: Истец полагает, что отказ администрации в восстановлении его на жилищном учете ввиду превышения учетной нормы и умышленного ухудшения жилищных условий нарушает его жилищные права.

Важно

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не установил возможность признания граждан, претендующих на предоставление спорного помещения, малоимущими с учетом их дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности всех членов семьи, и определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Также суд первой инстанции указал на то, что возникшие после принятия решения о снятии с жилищного учета обстоятельства не имеют правового значения для решения вопроса о восстановлении истца и членов его семьи на жилищном учете, районной администрацией факт отчуждения Казанкиной Н.С. принадлежащих ей жилых помещений правомерно квалифицирован как ухудшение жилищных условий, последствия которого предусмотрены статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 45-КГ16-32
Требование: О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что в результате пожара сгорел дом, где находилась квартира, предоставленная им по договору социального найма. Жилой дом признан непригодным для проживания.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды, удовлетворяя требование, не учли, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, непригодным для проживания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма, судами не принято во внимание, что семья истцов малоимущей в установленном законом порядке не признана.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 74-КГ17-2
Требование: О предоставлении жилого помещения.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение сгорело в результате пожара, в связи с чем истцу на семью из пяти человек было предоставлено во временное пользование жилое помещение.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными как не основанные на положениях действующего законодательства.

Совет

Кроме того, судом не учтен тот факт, что на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке он и его семья были обеспечены жильем в маневренном фонде.

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 84-КГ16-9
Требование: Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Обстоятельства: Истица указывает на то, что произошел пожар, в результате которого дом стал непригоден для проживания.

Постановлением органа местного самоуправления семью истицы сняли с учета по тому основанию, что ее отец построил жилой дом.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения этих лиц жилым помещением по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, однако это не было предметом проверки и оценки суда.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2459-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Деревцовой Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.А.

Деревцова оспаривает конституционность статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Обратите внимание

Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2016 N 47-КГ16-10
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Обстоятельства: Заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не выяснены обстоятельства того, были ли действия заявителя по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его отцу, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, приобрел ли он в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.

2016 N 1977-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Егоровой Зинаиды Павловны на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 35 (часть 2), 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку отменяет правовые и социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим и связанные с признанием их нуждающимися в жилье после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.

2009 N 1368-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича и Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Земли промышленности и иного специального назначения: состав, управление, перевод

Приказ Минрегиона РФ от 25.02.

Важно

2005 N 18
«Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма»

6. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке целесообразно отразить, что граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Приказ Минрегиона РФ от 25.02.

2005 N 17
«Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»

15.3. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договорам социального найма, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.

2007 N 258-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В.

Кузнецов просит признать противоречащей статьям 7 (часть 1), 15 (часть 3), 17 (часть 3), 19, 41 и 55 Конституции Российской Федерации статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Источник: http://legalacts.ru/kodeks/ZHK-RF/razdel-iii/glava-7/statja-53/

Намеренное ухудшение жилищных условий: Какие могут быть последствия

Многие люди хотели бы каким-либо образом улучшить свои жилищные условия. Для этого как вариант используется намеренное ухудшение жилищных условий.

В этой статье мы разберемся как можно намеренно ухудшить жил условия, последствия ухудшения жил условий, какое есть привлечение к ответственности, может ли быть отказ в предоставлении нового жилья, как производится снятие с очередей на улучшение жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий

«Намеренное ухудшение жилищных условий» — этот термин впервые появился в правовой науке с введением и вступлением в силу нового ЖК РФ в 2005 году, в котором законодатель предусмотрел возможность осуществления гражданами действий, влекущих за собой ухудшение жилищных условий. Делается это нередко с целью дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Но что можно считать намеренным ухудшением жилищных условий и какая ответственность предусмотрена за подобное деяние? Об этом

Как мы уже сказали выше, о сознательном ухудшении жилищных условий стали говорить только после введения в действие нового ЖК РФ, собственно, тогда же появилось и само понятие намеренного ухудшения жилищных условий. Данное понятие фигурирует в ст.

53 Жилищного кодекса РФ, при этом ни сам кодекс, ни иные законы и подзаконные акты не раскрывают этого понятия. Мало того, непонятно даже, кто и каким образом может квалифицировать действия гражданина как намеренное ухудшение жилищных условий.

Совет

Тут на помощь приходит определение Конституционного суда и работа юристов-правоведов, на основании которых можно выделить основные признаки, позволяющие отличить преднамеренное ухудшение жилищных условий от невиновных действий граждан.

И главным признаком здесь служит умышленность действий — то есть гражданин на момент их совершения должен отдавать себе отчет в том, что данные действия влекут за собой именно ухудшение жилищных условий и соглашаться на наступление таких последствий.

Как можно намеренно ухудшить жил условия

В результате совершения действий такого рода гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на учет.

У гражданина должно быть намерение встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.

На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий.

Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления).

В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа.

Разумеется, не каждая продажа или обмен влечет ухудшение жилищных условий, но если, например, семья из 3 человек обменивает 2-комнатную благоустроенную квартиру площадью 47 кв. м на 1-комнатную площадью 38 кв.

м, чтобы потом встать на учет в качестве нуждающихся, то это является злоупотреблением субъективным правом.

Последствия ухудшения жил условий

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/namerennoe-ukhudshenie-zhilishchnykh-usloviy-kakie-mogut-byt-posledstviya-267879/

Что является ухудшением жилищных условий

Проблема нехватки жилого фонда в Российской Федерации не теряет свою актуальность уже много лет, несмотря на действие многочисленных федеральных и региональных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся категорий населения.

Это обусловлено тем, что стоимость жилья на нынешнем рынке недвижимости существенно превышает финансовые возможности граждан со средним уровнем доходов, не говоря уж о тех, у кого доходность ниже средней. Также проблема с жильем является следствием низких темпов возведения новых домов и достаточно высоким уровнем рождаемости в последние годы.

К тому же за последние 10-20 лет около 30% всего жилого фонда Федерации было признано аварийным и ветхим, то есть таким, что подлежит сносу и опасно для проживания в нем. Это только усугубило общее положение дел, из-за чего очереди на получение нового жилья стали еще длиннее.

Обратите внимание

Многие претенденты на расширение жилплощади, чтобы встать в очередь, идут на отчаянные шаги, среди которых намеренное ухудшение жилищных условий.

Содержимое страницы

Что такое ухудшение условий проживания

Четкая формулировка и расшифровка понятия «ухудшение жилищных условий» в законодательстве РФ отсутствует, но в некоторых региональных нормативно-правовых актах определены некоторые факторы, указывающие на ухудшение условий, в которых проживают люди. Некоторые факторы могут быть весьма спорными и не свидетельствовать о намеренном ухудшении условий проживания.

Если в семье рождается ребенок, или владелец жилплощади зарегистрировал официальный брак, после чего на вверенной ему территории он прописал нового члена своей семьи, это в принципе не может расцениваться как злоумышленное действие, осуществленное с целью получения статуса нуждающегося в государственной поддержке. Учитывая, что разделение между намеренным ухудшением жилищных условий и вынужденным бедственным положением нуждающейся в улучшении условий проживания семьи слишком размытое, то оцениваются такие действия индивидуально в каждом конкретном случае и чаще всего в судебном порядке.

Основными характерными признаками ухудшения жилищных условий являются:

  1. Наличие умысла завладеть правом на получение бесплатного жилья или материальной помощи для улучшения жилищных условий.
  2. В результате осуществленных действий условия проживания были на самом деле ухудшены, и человек действительно стал нуждающимся в получении субсидии или жилья от государства.
  3. В момент совершения действия, влекущего за собой возникновение нужды в жилье, человек не является нуждающимся и не состоит на учете в очереди на квартиру.

Согласно статье 53 ЖК РФ, те, кто для получения права на бесплатное жилье намеренно ухудшают существующие условия проживания, могут встать на учет не ранее, чем по истечении пяти лет с момента их «злодеяния» и при условии, что к тому времени их положение не улучшится.

В чем разница между намеренным и неумышленным ухудшением жилищных условий

Факторы, определяющие ухудшение условий проживания, как при умышленных действиях, так и без злого умысла, одни и те же.

Разница состоит только в том, что при умышленном ухудшении жилищных условий человек совершает одной из действий вполне осознанно и с целью получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При этом он действительно становится таковым согласно законодательству РФ.

Ненамеренным ухудшением условий проживания являются действия, которые приводят к уменьшению жилищной площади на одного человека или полного лишения права пользования жильем. При этом такие действия не были совершены с целью ухудшения условий для получения права встать в очередь на получение жилья.

Пример

Семья из троих человек (мать, отец, ребенок) проживает в квартире 55 квадратных метров, то есть их жилплощади вполне достаточно для нормального проживания на ней семье в таком составе.

Но супруги не согласны с этим и решают прописать в доме ребенка мужа от первого брака, который в данный момент с ними не проживает.

После прописки четвертого члена семьи квадратных метров не хватает на всех, а соответственно, семья становится такой, что остро нуждается в расширении жилплощади. В данном случае это намеренное ухудшение жилищных условий.

Источник: https://sdelka.guru/zhilusloviya/uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij.html

Намеренное ухудшение жилищных условий: последствия, судебная практика

Право россиянина на собственное жилье обеспечивает статья 40 Конституции РФ. Там же сказано, что малообеспеченным людям оно предоставляется бесплатно. Поводом для выдачи квадратных метров являются плохие жилищные условия.

Но не все, кто находится в таких условиях, получают квартиры от государства — иногда из-за бюрократических сложностей, иногда по умыслу чиновников, а иногда и по своей вине.

Если вы столкнулись с такой проблемой — обратитесь за консультацией юриста в наше агентство.

Когда жилье считается неподходящим?

Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.

Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:

  • целостность несущих конструкций и перекрытий;
  • исправность инженерных систем;
  • влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
  • наличие окон в квартире;
  • размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.
Читайте также:  Ограничение права собственности: что это такое, как снять, и можно ли продать квартиру, на которой есть обременение

Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.

В каких случаях исключают из очереди на жилье

В надежде на более просторную квартиру семья может продать свое жилье и купить крошечную комнатушку. Или переписать ее на родителей, а себе снять квартиру. Но такие действия подпадают под статью 53 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий.

Так называют любые сделки, результатом которых стал дефицит площади: продажа, передача в безвозмездное пользование, дарение, обмен.

Также запрещен перевод квартиры в нежилое помещение, фиктивный развод, подселение на свою площадь родственников (за исключением ситуаций, когда им действительно больше негде жить).

Если семью поймали на умышленном ухудшении жилищных условий, ей придется подождать пять лет, прежде чем подать новую заявку, которую жилищная комиссия может удовлетворить.

Ухудшение жилищных условий — особенности для военнослужащих

Споры об ухудшении жилищных условий военными регулируются Приказом Министра обороны № 1280. Там перечислены те же условия отказа военным в предоставлении квартиры. Повторно подать заявку на получение квартиры можно также через пять лет.

В этом же документе сказано, какие действия военнослужащих не лишают их права на бесплатное жилье:

  • вселение родственников, не имеющих жилплощади;
  • вступление в брак;
  • расторжение договора об аренде жилья по желанию арендодателя;
  • воссоединение с детьми;
  • сделка с недвижимостью признана недействительной, что привело к потере жилья.

Что сказано на этот счет в законе Санкт-Петербурга

В каждом регионе есть свои правовые акты, определяющие ответственность за ухудшение жилищных условий. В Петербурге это закон № 409-61, где в статье 3 перечислены основания для отказа в предоставлении квартиры:

  • раздел или обмен недвижимости;
  • вселение посторонних;
  • отчуждение помещения;
  • выселение гражданина по решению суда за невыполнение договора социального найма;
  • расторжение договора по инициативе нанимателя.

Там же сказано, что петербуржцы, которые получили новую квартиру от города, а потом намеренно ухудшили свои жилищные условия, должны ждать 10 лет, прежде чем подать новую заявку.

Также в региональном законе содержится важное уточнение: вселение в квартиру супругов и несовершеннолетних детей не является намеренным ухудшением жилищных условий. Поэтому семья, которой стало тесно в квартире, потому что родился ребенок, может смело подавать заявку на новое жилье.

Обвинили в намеренном ухудшении жилищных условий — как оспорить?

Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям.

Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ.

И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.

Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:

  • консультацию юриста по жилищному праву;
  • помощь в составлении искового заявления;
  • защиту в суде.

Источник: https://la-advokat.ru/uslugi/zhilishnie-voprosy/uhudshenie-zhilishchnyh-uslovij/

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Найм жилого помещения » Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.

Содержание

Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу.

Важно

Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье.

Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.

Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О.

Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.

Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики.

Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда.

Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.

Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:

  • намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
  • ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
  • намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося. 

Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан.

Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий.

Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.

Совет

Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.

Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.

Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица.  Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.

Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.

Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты.

Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:

  • предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
  • противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.

Приобретение права постановки на учет

Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ.

Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

  • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
  • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
  • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.

Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.

Обратите внимание

Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.

Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства.

Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет.

 В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ. 

Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/posledstviya-namerennogo-uhudsheniya-grazhdanami-svoih-zhilishhnyh-uslovij.html

Намеренное ухудшение жилищных условий

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495) 649-41-49, 64-911-65 

Жилищный кодекс РФ не содержит четких понятий ни о том, что следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, ни о том, какие действия квалифицируются как «намеренные», ни о том, каков порядок определения в действиях граждан факта намеренного ухудшения жилищных условий.

Следует отметить, что Пленум Верховного Суда РФ также не дает разъяснение по указанным вопросам.

Между тем их разрешение имеет важное практическое значение, так как суды общей юрисдикции и органы местного самоуправления в своей деятельности дают неоднозначные и часто противоречивые толкования положений Жилищного кодекса РФ в части ухудшения жилищных условий.

Частично разъяснил ситуацию Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О.

Суд указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий — это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
В соответствии со статьями 53 — 54 Жилищного кодекса РФ намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через пять лет со дня совершения неправомерных действий. Следует отметить, что в некоторых случаях даже истечение пяти лет с момента нарушения не вернет нарушителям право стать на учет в качестве нуждающихся.В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия по делу N 33-643/2014.

Читайте также:  Технический паспорт на квартиру: как он выглядит, его образец, правила оформления

Из материалов дела: Б.Д.Б. обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления в части снятия его и членов семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; понуждении восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что им были поданы все необходимые документы для признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.04.12.

Важно

2013 в его адрес было направлено письмо, в котором сообщено о том, что постановлением администрации его семья из трех человек снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как в представленных документах выявлены не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившие основанием для принятия на учет.

Считает, что вывод о наличии оснований для принятия решения о снятии его и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствует действительности.Решением суда первой инстанции исковые требования Б.Д.Б. удовлетворены.В апелляционной жалобе представитель администрации считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 N 57-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» Правительство Республики Мордовия Постановлением от 25.08.

2005 N 335 утвердило Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее — Правила).

Учетная норма жилого помещения в силу решения Саранского городского Совета депутатов Республики Мордовия составляет 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил осуществляется на основании документов, подтверждающих право претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Постановлением главы администрации городского округа Саранск Б.Д.Б. с составом семьи из двух человек поставлен на учет на улучшение жилищных условий.

Источник: http://portal-law.ru/namerennoe-uhudshenie-zhilischnyh-usloviy/

Намеренное ухудшение жилищных условий: военнослужащих, ребенка — судебная практика

Термин «намеренное ухудшение жилищных условий» (далее — ЖУ) был введен в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в 2005 году из-за большого количества недобросовестных граждан, желающих встать на учет в необходимости улучшения жилья. Впрочем, ни сам ЖК, ни законодательство полноценно не раскрывают суть термина.

Что это такое

Законодательство не содержит конкретного определения явления. Имеется лишь статья 53 Жилищного кодекса РФ, где описываются последствия намеренного ухудшения гражданами условий проживания. Однако особенности правонарушения могут устанавливать местные органы самоуправления.

Под правонарушение попадают:

  • любые коммерческие действия, связанные с переездом в жилье меньшего размера;
  • фиктивный развод, совершенный с целью получить дополнительное жилье;
  • перевод квартиры из жилого фонда в нежилой;
  • принудительное переселение жильцов в менее благоустроенные дома из-за намеренного нарушения правил.

При этом местное законодательство нередко устанавливает, какое нарушение является умышленным, а какое нет. Судебная инстанция тщательно изучает каждую ситуацию и выносит решение.

Цели действий

Муниципальные органы устанавливают признаки, на основе которых правонарушения можно считать умышленными. В каждом регионе список отличается, однако он имеет общие моменты.

Нарушение будет считаться умышленным, если:

  1. Гражданин желает быть признанным нуждающимся после того, как лично ухудшил условия проживания.
  2. Имеются свидетели, способные подтвердить умышленность действий.
  3. В момент совершения неправомерных действий, влекущих за собой ухудшения жилья, гражданин не числился нуждающимся в специальных органах.

Если человек уже числился в списке тех, кто претендует на получение социального жилья, то даже намеренное ухудшение состояния площади не будет считаться правонарушением.

Законодательство

Главным законодательным актом является Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно статья 53, в которой установлены особенности и последствия правонарушения. Впрочем, ЖК полноценно не раскрывает сущности явления, частично указывая лишь на действия, которые могут считаться неправомерными.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

Куда больше внимание уделяется ухудшению жилищных условий ребенка и взрослого Конституционным судом Российской Федерации. Инстанция постановила, что правонарушением будут считаться умышленные действия, направленные на искусственное создание некомфортных для проживания условий.

В примечаниях государственной организации стоит отметка о том, что статья 53 ЖК РФ должна применяться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса.

Конституционный суд РФ заявляет, что указанные в документах действия не отражают правовой сущности правонарушения и не дают возможности ограничить его от смежных категорий. Из-за некорректности классификации правоохранительные инстанции обязаны подробно изучать и распределять каждый случай неправомерных действий.

Какие действия признают намеренными

Из-за специфики законодательства судебные инстанции обычно разделяют действия по снижению уровня условий проживания в зависимости от категорий населения.

В отношении жилья военнослужащих

Федеральный закон «О статусе военнослужащего» и Постановление правительства № 512 устанавливают особенности солдатских жилых помещений. При этом порядок получения социальных квартир не отличается от гражданского, как и действия намеренного ухудшения жилищных условий военнослужащих.

К незаконным способам порчи жилой площади относят:

  • намеренную продажу или обмен квартиры с целью встать на учет в качестве нуждающегося;
  • перепланировку дома, из-за которой уменьшилась площадь территории;
  • искусственное расширение семьи путем прописки посторонних людей.

Законодательством допускаются случаи, когда служащий может прописать в квартире родственников-иждивенцев или ребенка. Эти действия не будут считаться неправоверными.

В отношении несовершеннолетних

Жилищное право уделяет особое внимание несовершеннолетним как лицам, неспособным самостоятельно принимать решения и нуждающимся в попечителе. За сохранность и комфорт гражданина, не достигшего 18 лет, отвечают официальные представители — родители или опекуны.

Вселение и регистрация несовершеннолетнего не будет считаться правонарушением даже при условии, если количество квадратных метров меньше установленной нормы.

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ даже после развода бывшие супруги не имеют права запретить ребенку пользоваться жильем, даже если по брачному договору квартира перешла партнеру, с которым несовершеннолетний не остался.

Молодой семьи

Особенности получения квартиры молодой семьей регламентированы Постановлением Правительства № 466 от 26.05.2016 года. В этом же законодательном акте описаны причины улучшения жилищных условий для новоиспеченной ячейки общества.

Действия молодых семей, направленных на ухудшение собственных условий проживания, законодательно не отличаются от стандартного набора. Впрочем, некоторые регионы могут дополнять или изменять эти особенности.

Для Москвы следующие действия считаются правонарушением:

  • изменение порядка эксплуатации жилья посредством совершения сделок;
  • изменение состава семьи;
  • вселение в ограниченную площадь сторонних граждан;
  • выделение доли помещения;
  • отчуждение всего жилья или его доли в пользу родственников.

Как и в остальных случаях, если при совершении указанных действий молодая семья уже находилась в списках нуждающихся, то они не будут считаться нарушителями.

Примеры

Самый распространенный пример намеренного ухудшения ЖУ — это обмен одной жилплощади на другую, размер которой значительно меньше требуемого законодательством. Как правило, он проводится между близкими родственниками или друзьями.

Если семья из 3 человек сменит 2-комнатную квартиру площадью 50 м² на «однушку», то по закону граждане имеют право подать заявление на улучшение жилищных условий. Но если выяснится, что действия были совершены преднамеренно, то государство откажет в проведении процедуры.

Доказать факт нарушения довольно просто: достаточно изучить историю владения собственностью. Это можно сделать через Росреестр, потому что там регистрируются все операции с недвижимостью.

Правовые последствия и ответственность

Если компетентные органы выяснят, что гражданин специально ухудшил свое жилищное состояние с намерениями стать нуждающимся, то единственная ответственность, которая ждет правонарушителя — это отказ в постановке на учет.

При этом нарушитель не сможет повторно вернуться на учет в течение 5 лет. Оспорить решение можно в вышестоящих инстанциях, но шанс на успешное завершение дела крайне мал.

Что не относится к намеренной порче

Федеральное и местное законодательство допускают случаи ухудшения ЖУ, которые не будут считаться противоправными. Чаще всего это связано с несовершеннолетними или близкими родственниками, однако муниципалитет может ввести и свои правила.

Что не считается злоумышленными действиями:

  • в жилую площадь прописываются несовершеннолетние граждане по месту жительства любого из супругов;
  • вселяются муж, жена или иные близкие родственники, но при условии соблюдения норм законодательства;
  • проводятся операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
  • отказ одаряемого от получения нового жилья;
  • ситуации, при которых судебные инстанции признают сделку по недвижимости недействительной.

Подобные особенности действуют для лиц всех социальных категорий.

Способы улучшения

Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.

Способы улучшения ЖУ за счет государства:

  1. Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
  2. Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
  3. Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
  4. Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.

Как правило, программа по улучшению ЖУ действует для всех льготников. Чтобы уточнить эту информацию, необходимо обратиться в местную администрацию.

Судебная практика

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.

Пример №1:

  • военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ;
  • в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами;
  • перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек;
  • сам же мужчина снимал более просторную квартиру.

В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.

Пример №2:

  • верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся;
  • перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни;
  • она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом;
  • после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.

Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.

Видео

О том, как встать на учет при выявлении факта ухудшения условий проживания.

Источник: https://uristi.guru/pensii-i-posobiya/uhudshenie-zhilischnyh-usloviy.html

Ссылка на основную публикацию